Суббота, 04.05.2024, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS

"Умка" - сайт для заботливых родителей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родительский клуб

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЁНКА

 
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
 
Для детей дошкольного возраста характерно необычайное стремление к познанию окружающих предметов, вещей, явлений.
Новые знания и умения ребёнок приобретает в процессе игры, труда, занятий и т. д. Поэтому важно правильно организовать их.
Именно со стремлением к познанию бывают связаны различные неприятные происшествия и даже несчастные случаи: ранения острыми предметами, ожоги термические и химические, отравления лекарствами и другими ядовитыми веществами, поражения электротоком, попадание инородных тел в дыхательные пути, нос, ухо. Во избежание этого необходимо убирать опасные для детей предметы и вещества в недоступные для них места. Розетки надо устанавливать на такой высоте, чтобы ребёнок не мог их достать, или закрывать их.
Причиной отравлений детей может явиться небрежное хранение химикатов, лекарств в доступных для них местах, порой в коробках из - под конфет или других сладостей. Будучи любознательными, дети пробуют всё, что увидят. У детей в возрасте до двух лет отравления встречаются реже и обычно связаны со случайным приёмом ярко окрашенных драже и таблеток, когда они на какое - то, пусть недлительное время остаются без присмотра. Бытовые отравления чаще отмечаются у детй в возрасте 2 - 5 лет.Причиной отравлений может стать стремление дошкольников подражать взрослым, имитируя в играх деятельность врачей, поваров и т. д. Играя в доктора и больного, дети порой ищут и находят настоящие медикаменты и принимают их. Они в играх приглашают гостей и угощают их чем угодно. Это могут быть не только продукты из дому, но и различные растения, ягоды, среди которых попадаются и ядовитые.
В дошкольный период, особенно на четвёртом году жизни, резко возрастают контакты детей во дворах, скверах, дошкольных детских учреждениях. Массовые контакты опасны инфицированием.
В связи с этим желательно, чтобы родители во время гигиенических процедур тщательно осматривали детей. Первыми признаками многих инфекций являются высыпания на коже (корь, скарлатина, краснуха, ветряная оспа) или увеличение желез (эпидемический паротит, называемый "свинкой", краснуха).
 
ПОСИЛЬНЫЙ ТРУД
 
В режиме дня ребёнка дошкольного возраста обязательно должно предусматриваться время для выполнения посильного труда в быту. Многие родители считают, что ребёнок ещё мал и успеет потрудиться потом. Но они забывают о том, что к большим трудовым нагрузкам надо готовиться с детства. Малыш уже может помогать в уборке помещения, сервировке повседневного стола, уходе за домашними растениями, животными, птицами и аквариумными рыбками. Детям доставляют удовольствие эти трудовые процессы. Они не всегда делают всё правильно, с точки зрения взрослого, но ради самостоятельности следует всячески поощрять их трудовые усилия и не забывать хвалить за это.
 
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
 
В воспитании, как и во всём, надо знать меру. Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребёнок не научится принимать решения сам.  Особенно вредно отражается на воспитании непостоянство родителей в воспитательных мероприятиях, когда они то совсем не уделяют внимания ребёнку, то под влиянием какого - нибудь его поступка начинают безостановочно "воспитывать" малыша. Грубый окрик, резкий тон, приказания вызывают у детей выраженный протест. И хотя маленькие дети обычно легко и быстро забывают и прощают обиды, нужно стараться не злоупотреблять этим.
 
ИГРА - ЗАНЯТИЕ СЕРЬЁЗНОЕ
 
Игрушки ребёнку целесообразно покупать только те, которые он давно желает. Игрушка должна соответствовать уровню умственного развития ребёнка. В возрасте 3 - 6 лет дети очень любят игрушки, сделанные взрослыми: бумажные пароходики и шлемы, куклы, домики из спичечных коробок.
Особую радость детям приносит общение с животными, особенно  маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними - для малыша большое удовольствие. О них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребёнка в собственных глазах.
Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Имеются в виду в первую очередь подвижные шумные игры и весёлая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабкание на закорки, игра в лошадки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребёнку много радости, весёлого возбуждения и физической тренированности. Не нужно только увлекаться и требовать от ребёнка непосильного: стояния на руках, голове и т. п.
Игра для ребёнка - очень серьёзное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Однако, если до трёх лет ребёнок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол и игрушек, то с четвёртого года жизни его уже это не устраивает. Играть одному ему скучно, он ищет общения с другими детьми. Сначала дети этого возраста обычно тянутся к ребятам постарше, обижаются, если те не принимают их. У них появляется чувство, что они уже многое знают, умеют, и им хочется это показать. Поэтому общение со сверстниками становится также необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, ещё более желательно. Если в семье есть другие дети, эта потребность в определённой мере удовлетворяется. Но ограничивать жизнь ребёнка только семейным кругом не следует. Для нормального развития ему нужны товарищи - сверстники, с которыми он чувствует себя на равных. Общаясь с детьми, ребёнок научится считаться с другими, постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Во время игры дети 3 - 4 лет часто разговаривают с собой или с игрушками. Игры надо чередовать (подвижные и тихие, коллективные и индивидуальные) с тем, чтобы, с одной стороны, ребёнок не устал, а с другой - не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют ещё одно важное значение. В процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринуждённо и незаметно происходит "сброс информации", от избытка которой страдают современные дети. Особенности психики человека таковы, что, приобретя какие - то знания, сведения, новости, он стремится поделиться ими. Это в полной мере относится и к детям дошкольного возраста, которые в силу своей любознательности приобретают в виде ответов на свои многочисленные вопросы большое количество всевозможных сведений.
У младшего дошкольника в отличие от старших мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, всё хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрывать от него. Запоминает малыш не всё, а то, что очень его поразило. Дети всегда стараются подражать взрослым. Порой это опасно. Не умея отличить плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
 
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЁНКА
 
СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
 
Пятый год - середина дошкольного периода. Он характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием.
К пяти годам дети становятся спокойнее, у них появляется возможность торможения нервных процессов. В этом возрасте окончательно формируются основные черты характера. Если ребёнка не приучить к опрятности, то и в дальнейшем он останется неряшливым. Если малыш не усвоил важность точного соблюдения режима дня, не привык складывать как следует одежду и поддерживать порядок в своём уголке, он и потом будет несобранным и неаккуратным. Если ребёнка не научить сдерживать свои желания, понимать, что "надо" значит больше, чем "хочу", то он вырастет безвольным, эмоционально расторможенным человеком, т. е. капризным самовлюблённым эгоистом. Часто приходится слышать, что дети наследуют плохие черты от родителей. Однако это не совсем так. Такое утверждение скорее звучит как оправдание в случае, когда за воспитание ребёнка взялись слишком поздно. 80% положительных и отрицательных черт характера ребёнка формируется в первые пять лет жизни. Поэтому воспитывать его надо практически с рождения.
Тщательное соблюдение чистоты явится залогом чистоплотности.
У 5 - ти летних детей нередко отмечаются проявления нежных чувств к другим лицам, чаще всего взрослым. Они сами ласкаются и испытывают удовольствие, когда их ласкают. Малыш нуждается в ласке. Однако следует иметь в виду, что чрезмерная ласка может стимулировать преждевременное сексуальное развитие ребёнка.
 
ПСИХИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ
 
С ростом материального и культурного уровня жизни радио, телевидение, компьютеры, различные приборы и машины прочно вошли в быт людей. Семья, как правило, малодетная (один, два ребёнка). К тому же разница в возрасте детей обычно довольно значительная. Ребёнок невольно оказывается в окружении только взрослых. Дома ему не с кем поиграть, зато воспитателей хоть отбавляй.
Нервная система малыша страдает от обилия слов, мелодий и шума. Немалую роль в психической перегрузке играют детские книжки. Практически это выглядит так. У нас сейчас много прекрасных книг для детей. Папы, мамы, бабушки и знакомые охотно покупают их детям, но зачастую "на вырост". Книга требует чтения, и взрослые члены семьи предлагают ребёнку свою помощь. Им это удобно: не надо вспоминать сказки или придумывать новые. Выполняя просьбу малыша почитать, взрослые часто забывают важный воспитательный момент, что содержание книги, её смысловая нагрузка должны строго соответствовать возрасту и развитию ребёнка, и читают любую детскую книгу. Между тем забегать вперёд в воспитании куда опаснее, чем одевать малыша не по росту. Это же относится и к запоминанию стихов. Память у детей цепкая. Они без труда запоминают даже длинные стихи. Иногда удивляешься: двухлетний ребёнок читает явно "взрослые" стихи. И это никого не беспокоит, а наоборот, даже нравится отдельным родителям - вот, мол, какой он у нас талантливый! Родительский эгоизм приносит вред малышу. Память - богатство человека, и расходовать это сокровище нужно разумно, не тратя его преждевременно, бессмысленно. И ещё одно. Мы очень много читаем детям, но не учим их рассказывать прочитанное. В таких случаях задерживаются развитие речи и умение высказывать своё желание.
Поэтому детям надо меньше читать, а больше рассказывать. Не следует заучивать стихи в раннем возрасте. Нужно развивать речь ребёнка, способность правильно выражать мысль, бороться с примитивной, засоренной речью.
 
ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЁНОК, КАКОВ ОН?
 
 

   
     На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Одним из самых ответственных этапов человеческой жизни является переход от дошкольного детства к школьному. Путь, который ребёнок проходит в своём развитии до школы, немал. У вас был неразумный малыш, который требовал к себе постоянного внимания и заботы, а тут – шестилетний ученик. Шесть лет – это своеобразная граница между беспечной жизнью дошкольника и школьным периодом.
 
     Успешно справиться с увеличенными нагрузками могут лишь здоровые, хорошо развитые в физическом и психическом плане дети. Задача родителей – помочь ребёнку быстрее приспособиться к школе. Ребёнок должен чувствовать, что родители понимают важность его новых обязанностей и верят, что он с ними справится, надеются на его старания и силы. Не следует ругать малыша (да - да, именно «малыша», хотя вашему ребёнку и шесть лет уже – это ещё не самостоятельный школьник) за то, что у него ещё не очень хорошо получается. Подбадривать, помогать, хвалить за самые малюсенькие успехи: за красиво написанные «крючочки», цифры.
 
     В наше время обучение детей начинают с шести лет. Однако развитие ребят в этом возрасте далеко не одинаково. Практика показала, что не все шестилетние, а иногда и семилетние дети обладают готовностью к обучению в школе. Наиболее часто не обладают функциональной готовностью к школьному обучению в 6, а порой и в 7 лет дети, родившиеся ослабленными (недоношенность, патологическое течение беременности или перенесённые матерью во время беременности острые заболевания, чрезмерные нагрузки, психические травмы, алкоголизм отца и особенно матери), часто и длительно болеющие, отстающие в росте. Если такого ребёнка отправить в первый класс, он будет сильно уставать и не всегда успевать за классом. А когда с ним станут усиленно заниматься дома, то результатом может оказаться резкое переутомление.
 
     Как показывает опыт педагогов – практиков, исследования психологов для успешного обучения в школе кроме наличия конкретных знаний, навыков, умений необходим определённый уровень развития способности к познавательной деятельности, т. е. ребёнок должен иметь дифференцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, уметь самостоятельно делать выводы. Чёткие и правильные представления детей о явлениях природы и человеческого общества облегчат ему усвоение школьной программы.
 
     Одной из главных задач подготовки к школе является развитие речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Правильно говорить – это одна сторона дела. Очень важно научить ребёнка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребёнку побольше. Лучше с ним почаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребёнка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки.
 
     Если ребёнка начинают готовить к школе задолго до наступления школьного возраста и все члены семьи принимают в этом участие, то он, как правило, вступает в школьную жизнь спокойно и уверенно, и учёба для него становится источником радости и удовлетворения.
 
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ БАБУШКИ?
 
    Вопрос этот достаточно серьёзный. Ибо нынче, по данным социологов, старшее поколение играет значительную роль в жизни молодой семьи, помогая ей (предоставляя жильё, ссужая деньгами, беря на себя часть домашних хлопот) и мешая (одна треть разводов молодых семей происходит из – за вмешательства родителей в их жизнь).
 
     С рождением первенца проблема помощи со стороны старших становится ещё важнее. Ведь они, конечно же, могут облегчить вам испытание первым ребёнком. Но вот, как и насколько?
    
     Бывает, молодые поручают заботу о ребёнке бабушке и дедушке в наивной уверенности, что старшим этого хочется, или, полагая, будто растить и воспитывать внука – непреложная обязанность «предков». Результат? Отношения в семье чаще всего обостряются, ибо нынешние, сильно помолодевшие бабушки весьма неохотно отказываются от собственной деловой и личной жизни ради удовольствия нянчить внука.
 
    Бывает и так, что молодые, обложившись педагогическими талмудами, начисто закрывают своим родителям доступ к ребёнку, считая их принципы воспитания безнадёжно устаревшими.
 
     Конечно же, неправы и те, и другие. Опыт и помощь старших могут оказаться бесценным подспорьем в воспитании ребёнка и уходе за ним. Но только при соблюдении следующих трёх условий.
 
     Первое – добровольность этой помощи. Вы не имеете права навязывать родителям своего первенца – решение помогать вам они должны принять сами. Второе – посильность помощи: появление внука не должно ломать устоявшуюся жизнь ваших родителей. И, наконец, третье – определённость. И в размерах помощи старшего поколения, и в характере их обязанностей, в границах вмешательства родителей в жизнь вашей молодой семьи.
 
     Однако, получая от своих родителей конкретную помощь, чутко прислушиваясь к их мнениям, вы, тем не менее, не должны забывать, что ни одна, пусть даже самая что ни на есть прекрасная бабушка – это всё – таки никак не
 
МАМА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
 
    Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали как непреложную истину: роль матери в первые годы жизни ребёнка невозможно переоценить. Теснейшая связь с нею формируется у малыша ещё до рождения, и до двух – трёхлетнего возраста суть отношений ребёнка к матери можно определить его постоянно выражаемой просьбой: «обними покрепче».
 
    Не будем детально описывать причины и следствия связи «мать – ребёнок», отметим лишь главное для молодой семьи. Младенец не взрослый, и, если связь между ним и вами надолго прерывается, он воспринимает это так, как будто вы его бросили!
 
    Значит, подлинный уход за малышом – это отнюдь не только его кормление и пеленание, а поддержание постоянного контакта с ребёнком. И раз вы мать – не жалейте на это ни времени, ни сил. Прежде всего, правильно решите, как реагировать на плач малыша. В основе его лежит просьба: «Иди ко мне!» В принципе вы можете довольно легко избавиться от плача – попросту не обращать на него внимания. Даже младенец достаточно быстро усвоит, что раз мама не приходит, плакать бесполезно. Но, облегчив себе тем самым жизнь в первые годы, вы рискуете усложнить её себе в дальнейшем: у пяти – шестилетнего малыша могут проявиться последствия недостатка общения с вами.
 
    Что можно посоветовать здесь более конкретно? Не стесняйтесь брать ребёнка на руки (хотя многие и считают это непедагогичным) – для того, чтобы успокоиться, ощутить уверенность в себе, малышу нужно услышать биение вашего сердца, прижаться к вам. Месяцев с шести потребность малыша в общении будет удовлетворяться уже почти как у нас, взрослых: за счёт зрения и слуха.
 
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
 
     Грудной ребёнок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Некоторые матери боятся проявить слабость в воспитании. Не нужно путать нежность и слабость. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Не лишайте его и себя этой радости.
 
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ЧТО МЫ НЕ ПОНИМАЕМ?
 
 Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. У некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых.
И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей? У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско.
Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы.
Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру, с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.
В чём же суть «готовности»? Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе? Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!». Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?». Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz