Суббота, 04.05.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость | RSS

"Умка" - сайт для заботливых родителей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

 

Как - то академика А.Д.Сахарова спросили, что в проводимых им исследованиях открыто им самим? После небольшой паузы Андрей Дмитриевич ответил: "Моя работа - просто мозаика из тех камешков, которые собрали другие..."
Наша "мозаика" скрупулёзно составлялась на протяжении многих лет из различных камешков - источников (книг прошлых лет, изданий наших современников, газет, журналов), а также многочисленных собственных практических наблюдений, исследований, разработок.
 
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
 
Гласный звук летит, как птица,
и преграды не боится.
Чистым голосом рождён,
речь певучей сделал он!
 
Гласных звуков только шесть.
Их легко пропеть - прочесть!
 
[А] на астре расцветает,
[И] на иволге летает,
[О] на ослике сидит,
[У] на улицу глядит,
[Э] на эхо отозвался,
[Ы] вовнутрь слов забрался,
сыром тыкву закусил
и добавки попросил!
 
Звук согласный глуше, тише,
нелегко его расслышать.
Но обилию преград
он, упрямый, даже рад.
Что ни встретит на пути,
всё сумеет обойти.
 
Две губы, язык и нёбо -
темнота и теснота, -
звук согласный, выйти чтобы,
с шумом рвётся изо рта!
 
[Б] бодается бычком,
[В] вращается волчком,
[Г] гроссмейстерский гамбит,
[Д], как дятел, дуб долбит,
[Ж] с жирафом на жаре,
[З] зевает на заре,
[К] в кастрюле кипяток,
[Л] лаванды лепесток,
[М] во мраке мне мигнул,
[Н] за нутрией нырнул,
[П] на плюшевой подушке,
[Р] разглядывал ракушки,
[С] сорвал сто сорок слив,
[Т] туристом в Тель - Авив,
[Ф] с фиалкой на фрегате,
[Х] с хурмой сидит в халате,
[Ц] на цаплю цепь меняет,
[Ч'] в чалме чаи гоняет
[Ш] шиповник или шмель,
[Ш'] щипал в лесу щавель,
[Й'] в Йошкар - Оле живёт,
продаёт целебный йод.
 
Гласный звук ударный, ясный,
совпадает с буквой гласной.
 
Точно бабочка в движенье,
гласный звук без ударенья.
Положенье таково:
шляпку [а] примерил [о],
и под шляпкой - невидимкой
[о] растаял лёгкой льдинкой.
 
С удареньем, как с сачком,
побежим за мотыльком
и поймаем нужный гласный,
и отчётливый, и ясный,
в падеже, числе ином,
в слове однокоренном!
 
 
 
КАК РАЗНООБРАЗИТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
 
      К сожалению, уроки чтения входят в число ЛЮБИМЫХ предметов лишь у небольшого количества школьников. Для того, чтобы урок чтения не превращался в «избу – читальню», в которой один ученик, как правило хорошо читающий, читает текст, а остальные слушают, мы предлагаем вам 20 приёмов работы с текстом, которые, мы надеемся, помогут вам сделать уроки чтения более интересными и продуктивными.
1. Чтение текста «цепочкой» по слову.
2. Чтение текста «цепочкой» по предложению.
3. Чтение текста «цепочкой» по абзацам.
4. Первичное чтение незнакомого текста (без предварительной подготовки) с отметкой непонятных слов.
5. Коллективное чтение вполголоса («жужжание»).
6. Хоровое чтение отрывка из текста, написанного на доске.
7. Чтение в завышенном темпе.
8. «Гонка за лидером». Учитель начинает читать текст в среднем темпе, затем постепенно ускоряется, а дети стараются успеть проследить глазами. Периодически можно останавливаться, спрашивать у отдельных учеников какое следующее слово. Таким образом можно проконтролировать все ли дети участвуют в «процессе».
9. Чтение – ответы на вопросы.
10. Чтение по ролям.
11. Чтение, деление на смысловые части. Озаглавливание их, составление плана.
12. Какой смайлик мог бы прочитать этот отрывок?
 
 
13.Какая пословица подойдёт к прочитанному отрывку?
14.Посмотреть фрагмент мультфильма или фильма, который подходит к изучаемому тексту. Затем найти этот фрагмент в тексте, выяснить соответствует ли фильм художественному произведению.
15.Найти и прочитать вопросительные предложения (побудительные, повествовательные).
16.Найти в прочитанном отрывке слова с разделительным мягким знаком.
17.Найти и прочитать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу и т. д.
18.Прочитать отрывок, найти в нём существительные (прилагательные, глаголы).
19.Чтение с различной интонацией одного и того же отрывка («Мышка читает», «Медведь читает», «Лисичка читает» ….)
20.Найти в тексте предложение, которое соответствует этой схеме:
 І_____ _ _____ _____ _____.
 
 
СТИХОТВОРЕНИЯ К БУКВАМ
 
Всем известно буква А –
 Буква очень славная.
 Да к тому же буква А
 В алфавите главная.
Обожают этот звук
 И Андрей, и Аллочка,
 Палка так, и палка так,
И в середине палочка.
 
 Баран букварь купил себе,
 Он изучал его.
 Однако, кроме буквы Б,
 Не знает ничего.
 
 Вот буква В
 Видна вдали –
 Красивая, витая.
 Как будто крендель
 Испекли,
 Приезжих поджидая.
 
Грустный клоун –
 Бегемот
 Грустным голосом
 Поёт
 Песню грустную –
Прегрустную:
 - Я люблю лягушку
 Вкусную.
 
 - Дождик, дождик,
 Не дожди!
 Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
 Дедушке седому.
 
 Под цветком ежиха – мать
 Принялась ежат купать.
 Кап – кап капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха – мать,
 Как им спинки отмывать.
 
 Буква Е передохнула,
 Как тотчас же на неё
 Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
 
 Эта буква широка
 И похожа на жука.
 И при этом точно жук
 Издаёт жужжащий звук:
 Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж!
 
 Резиновую Зину
Купили в магазине,
 Резиновую Зину
В корзине принесли.
 Она была разиней,
 Резиновая Зина,
Упала из корзины –
Измазалась в грязи.
 
 Молоток я раздобыл,
 Из дощечек букву сбил.
 Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
 - И!
 
 Н надела поясок,
 И надела поясок.
 Буква Н надела ровно,
 Буква И – наискосок.
Ты ей шапку подари –
Станет краткой Буква И.
 
- Котик – кот, иди к доске,
расскажи о колоске!
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
 
 Дядя Коля дочке Поле
 Подарил щеночка колли,
 Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
 
Ну – ка, М, дай руку А,
Ну – ка, МА,
 Дай руку МА.
 МА и МА, а вместе – МАМА.
 Это я пишу сама.
 
Норка
 Вылезла из норки
 И пошла
 К знакомой норке.
 В норку норкину
 Вошла,
Норку в норке
 Не нашла.
 Если в норке
Нету норки,
 Может, норка
Возле норки?
 Нет нигде,
Пропал и след.
 Норка – здесь,
 А норки нет!
 
 В этой букве нет угла,
 До того она кругла.
 До того она кругла,
 Покатиться бы могла.
 
 Петуха спросили дети:
 - Почему зовут вас Петей?
 Так ответил Петя детям:
 - Хорошо умею петь я.
 
 Потерялась буква Р.
 Где?
 В трамвае, например.
 Или мы её вчера
 Не забрали со двора?
 Уронили в гастрономе,
 Не нашли за дверью в доме?
 Или спрятали (проверьте!)
 В распечатанном конверте?
 
 На ёлочке нашей
 Смешные игрушки:
 Смешные ежи
 И смешные лягушки,
Смешные медведи,
 Смешные олени,
 Смешные моржи
 И смешные тюлени!
 
 Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
 - Я люблю,- сказал он строго,
 - Чтоб полосок было много!
 
 Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мёл крокодил,
 Утка усатая мышку поймала,
 Кошка с утятами в речку ныряла.
 Что – то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
 
 Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
 Филин – прыг, филин – скок,
Филинёнку дал флажок.
 
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
 - Это, конечно, не я, а подружка!
 Ну и грязнуля подружка моя!
 Просто прекрасно, что это не я!
 
 Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
 Коготок – царапка,
 Как кошачья лапка.
 
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
 Буквы путать нам нельзя.
 
 Посмотри на букву Ш –
 Буква очень хороша,
Потому что из неё
 Можно сделать Е и Ё.
 
 Щука добрая была,
 Дружбу с рыбами вела.
 Из морской капусты щей
 Щука наварила,
 Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
 
 Из ведра не просто так
 Нам воды напиться:
 Нужен ковшик – твёрдый знак,
 Чтобы не облиться.
 
 Вот топор.
 Полено рядом.
 Получилось то, что надо:
 Получилась буква Ы –
 Все мы знать её должны.
 
 Вьюга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой сыпучей,
 Очень жёсткой и колючей,
 Несмотря на мягкий знак.
 
 Буква Э на С дивится,
 Словно в зеркало глядится,
 Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
 
 Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
 Ой, смотри – ка,
Что случилось:
 Получилась… буква Ю.
 
 Буква Я
 Всегда была
Всем и каждому мила.
 Но советуем, друзья,
 Помнить место Буквы Я!
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
 
 
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
 
 1) Написание 23 букв вызывает затруднение из – за свойства зеркальности.
 
Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Прежде, чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве. Дети должны чётко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «лево».
Игра «Электронная муха»

В центре сетки находится «электронная муха» -точка, которая может передвигаться только по сигналу и только на одну клетку. Она может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый (учитель или кто – то из родителей) диктует ходы, например: «Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановилась «муха».
Ребёнок выполняет задание мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Если всё же ребёнок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение «мухи» или изготовить муху и двигать её по полю. Важно, чтобы в результате ребёнок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
 
2) Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква.
 
3) Определение букв, написанных на карточках, где буквы представлены как правильные, так и ложные (зеркальные).
 
4) Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
 
5) Игра «Буква сломалась».
 
6) Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.
 
7) Демонстрация букв в разном положении.
 
8) Предъявление букв разного шрифта (печатные, прописные, строчные, стилизованные).
 
9) Определение буквы, «написанной» на спине.
 
10) Систематическое придумывание детьми слова на данную букву.
 
11) Нахождение букв в геометрических фигурах.
 
Предупреждение ошибок на уровне слова
 
1) Чтение слов в обратном порядке. ШАЛАШ, СОН, НАГАН
 
2) Составление из двух слов одного. Голубые глаза – голубоглазый; Длинные уши – длинноухий.
 
3) Работа со сложными словами. - Какие два слова спрятались в одном? Пылесос (пыль сосёт); самокат (сам катит); самолёт (сам летает).
 
4) Чтение слов по полбуковке.
 
5) Работа с изографами.
 
Скачать изографы можно здесь:  http://umka10.ucoz.ru/izografy.rar
 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz